Новости Спасо-Преображенского собора

22 мая - Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

22 мая Православная церковь отмечает перенос мощей одного из самых любимых для православного мира святых - Николая Чудотворца.
В XI веке турки покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром. В 1087 году итальянские купцы, опасаясь осквернение святыни, намерились перенести мощи святого из Мир Ликийских в город Бари.

21 мая корабли с мощами Чудотворца приплыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 22 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что вселяло еще большее благоговение к великому Угоднику. Через год в Бари была построена церковь во имя святителя Николая. Мощи Николая Чудотворца хранятся в этой церкви и сейчас – поклониться им могут все желающие.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, получило название праздника Николы Летнего, который отмечается 22 мая по новому стилю. В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского мира он не был принят, ввиду того, что в средние века чествовали преимущественно местные святыни. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой даты, потому что потеря мощей Святителя была для нее печальным событием.
Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари было установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, упрочившегося почитания русским народом святителя Николая.

В Спасо-Преображенском соборе есть несколько икон с изображением святителя Николая Чудотворца. Только в храмовом пространстве, не считая алтаря, присутствуют пять образов святителя Николая.
Три из них находятся в приделе прп. Сергия Радонежского.

Самую старую, небольших размеров, предположительно можно датировать серединой XVIII века. С большой степенью вероятности она является списком (или авторской копией) с работы известного изографа Тимофея Семенова Дьяконова (1707-1736). Аналогичный по колориту и композиции (за исключением житийных клейм) образ свт. Николая в его исполнении в настоящее время хранится в Государственном Эрмитаже (инв. № ЭРИ-227), куда он попал из Государственного музея истории религии и атеизма в 1956 году. До этого образ, написанный в 1736 году, находился в Андреевском соборе, а с 1760 года в церкви Трех Святителей.

Образ Николая Чудотворца из Спасо-Преображенского собора (доска, темпера) убран нарядным позолоченным окладом, ничуть не препятствующим молитвенному воззрению на его проникновенный лик.

Хорошая сохранность иконы позволяет насладиться тонким письмом старой школы с его мягкими светотеневыми переходами и даже определенным изяществом в передаче личного, а также – с особой тщательностью, трепетно выписанными праздничными одеждами архиепископа Мир Ликийских.

Золотым ассистом деликатно нанесен затейливый орнамент, украсивший его ризу, в руках святителя — Евангелие в золотом переплете, на котором в мельчайших деталях представлена сцена Распятия Христова.

В верхней части Иконы помещены лики Спасителя и Богородицы, благословляющих святого на его праведное служение. Возвращаясь к убранству оклада, хочется отметить, что облака, изображенные с помощью чеканки, совпадают по стилистике письма с облаками, начертанными на переплете Евангелия в плоскости иконы.

Этот редко встречающийся прием увязывает воедино пространство иконы и убранство, однако не свидетельствует о том, что иконный образ и его драгоценные «одежды» создавались одновременно: оклад был создан позднее - в XIX веке.

Хочется обратить внимание на житийные сцены в клеймах нижней части иконы: на одной из них, запечатлевшей погребение Святителя, траурная процессия представлена на фоне русских белокаменных храмов.

С одной стороны, это указывает на отношение на Руси к Николаю Чудотворцу практически как к соотечественнику, с другой — на характерное для периода барокко игнорирование мастером (а возможно и в целом иконописной Школой) географических и культурных особенностей изображаемых городов и стран в пользу более доступных и понятных реалий окружавшего их славянского мира.
Made on
Tilda