Новости Спасо-Преображенского собора

Вселенская мясопустная родительская суббота

Мясопустнаяродительская вселенская суббота

С наступающей Вселенской родительской (мясопустной) субботой!

В нашем Спасо-Преображенском соборе будут совершаться праздничные богослужения:

В пятницу, 17 февраля - Парастас -18.00

18 февраля - Божественная Литургия, заупокойная лития - 10.00

Вы также можете подать записки о здравии и упокоении на заупокойную проскомидию, Литургию, молебен и другие требы по ссылке: vk.me/spasopreobrбатюшки помолятся!
_______________________

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Установление вселенской родительской субботы перед неделей (седмицей) мясопустной восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).

Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы сырной (масленицы) Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова, и потому накануне этого дня, как бы в день, предшествующий Страшному суду Христову, и притом приближаясь к духовным подвигам Святой Четыредесятницы, когда нам следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова - и святыми, и живущими, и умершими, предстательствует обо всех от Адама до днесь (до нынешних дней) усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода.

В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается (возглашается): «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан».

«Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, - упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех - царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».

В субботу мясопустную Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы: "узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша". Церковь молится "в части праведных учинити", "яже покры вода, брань пожат, трус (землетрясение) же яже объят, и убийцы убиша, и огнь яже попали". Возносятся моления о тех, кто в неведении и не в своем разуме окончил свою жизнь, о тех, которым Господь, вся полезная ведый, попустил умереть внезапной кончиной - "от печали и радости предшедшыя ненадежно (неожиданно)" и о тех, кто погиб в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, сожжены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом или стенами, убиты чрез отравление, удавление и повешение от ближних, погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти.
Обычно в субботу, в день покоя, мы поминаем тех, кто упокоился от трудов земной жизни и перешел в вечность, наших родственников, друзей и знакомых. Но нынешняя Мясопустнаясуббота, предваряющая воскресенье о Страшном суде и называемая Вселенской родительской субботой, – особенный день, в который Святая Церковь постановила поминать всех от века усопших православных христиан. Ведь многие из них умерли внезапно, от вражеского меча, от буйной стихии огня или воды, от болезней вдали от отечества и не получили церковного отпевания. Они были лишены молитвы родных и потомков, которые не знали ничего об их судьбе, да и такая молитва, если есть, тоже длится не долго, прерываемая смертью молящихся.

Церковь, как школа любви, чадолюбивая мать обнимает всех своей молитвой. Поминовение усопших, тех, кто сам уже не может изменить свою участь в вечности, есть дело любви, а любовь Христова выходит за рамки родственных и дружеских отношений, и потому мы молимся не только о своих родственниках и знакомых, но о всех христианах. А если бы мы молились только за своих и тех, кто творил нам добро, то чем отличались бы от язычников, которые тоже молятся за своих близких?

Однако молитва за усопших полезна и живым. Молясь о упокоении ушедших из этого мира людях, мы сами становимся серьезнее, трезвее, замечаем суетность многих своих занятий. Накануне Мясопустной Недели, когда мы вспоминаем Второе Пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа и Страшный суд, чтобы настроиться на духовное прохождение Великого поста, Господь напоминает нам о смерти, которой не избежит никто из живущих. Ибо нет ничего более приближенного к концу света, чем личная смерть, когда привычная жизнь внезапно заканчивается и человек предстает пред Праведным Судией.

Как перед кончиной мира, по слову Господа, будут войны, бедствия и бесовские соблазны, так и умирающий испытывает болезни, страхи и искушения. Что может помочь нам устоять в обоих случаях? Конечно, искренняя, твердая вера во Христа, источник надежды и сердечного мира. И в то время как перед кончиной мира неверующие будут умирать, как сказано в Евангелии, от страха, видя страшные знамения на небе, христиане воспрянут, ожидая скорого избавления. Так и умирающий во Христе не страшится смерти, это для него не конец всего, а начало, переход в иной мир и встреча со Христом.

Поэтому и об усопших во Христе мы не переживаем, веря, что Господь примет их. Как говорит Апостол, они раньше нас окажутся со Христом во время Его Второго Пришествия, а простительные грехи замолит Церковь.

Господь предупреждает нас, что перед концом явятся лжепророки, которые будут пытаться обмануть даже верных и лишить их того глубокого внутреннего мира, который дает Своим последователям Христос. Уже и сегодня враг через духовно слабых людей, как правило, неофитов, сеет среди нас разделения и различные страхи, заставляя помышлять больше об антихристе, шестерках, кодах и мировых заговорах, чем о Христе. Эти маловерные фантасты измышляют волшебные технологии зомбирования человека и манипулирования его свободной волей через принятие тех или иных документов, требуемых государством, забывая о силе Божией. Якобы принимая такой документ, например, паспорт, человек, сам того не зная, отрекается от Христа и становится игрушкой сил тьмы.

Но как же сегодня апостол Павел велит нам есть все, что продается на рынке, без всякого исследования, или если кто из неверных позовет христианина к себе, и он захочет пойти, чтобы ел все, не сомневаясь, с благодарением? А вдруг это идоложертвенная пища, вдруг какие-то магические силы через еду отлучат нас от Христа и сделают нас рабами идолов? Но где же тогда наша вера во Христа и упование на Господа, хранящего Своих рабов? Апостол советует воздержаться от вкушения только в том случае, если скажут, что это идоложертвенное, но не потому, что магия сильна, а «за совесть» язычника, предлагающего пищу. Потому что «идол ничто», но мы никого не должны соблазнять.

Эти люди, уклонившиеся в «ревность не по разуму», берутся рассуждать логически, говорят, что каждый такой принятый документ – это очередная ступень к печати антихриста. Но потом делают нелогичный скачок, совершают подлог, подмену логики своей псевдонаучной фантастикой. И оказывается вдруг, что миром правят какие-то магические силы, оккультные законы и технологии, и достаточно тайно подложить человеку какой-то магический символ, например, штрихкод на пищу, чтобы искреннего христианина лишить свободы воли и отторгнуть от Христа.

Но мы знаем, что ни пища, ни документы не могут отлучить нас от Христа, а наши добровольные грехи и страсти могут. И потому Господь в преддверии поста напоминает нам: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно… Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21, 34-36). И потому мы с вами сегодня, совершив это дело любви, помолившись о прощение грехов всех прежде нас живших христиан, и сами будем беречься греха, помня «последняя своя», чтобы глубокий мир Христов хранил нас на путях жизни сей и стал пропуском в Царство Небесное.
Made on
Tilda