Проповедь на тему воскресного Евангелия и Апостола Недели 19-ой по Пятидесятнице
Братья и сестры, сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию удивительное, исполненное надежды и утешения евангельское чтение о воскрешении сына Наинской вдовы. Эта история, произошедшая две тысячи лет назад у городских ворот маленького палестинского городка, говорит с нами сегодня, в наше сложное время, с невероятной силой и актуальностью.
Взгляните на эту картину, написанную евангелистом Лукой. Мы видим две процессии, две человеческие реки, которые сходятся у ворот города Наина.
Первая процессия — это процессия Смерти. Из города выносят умершего юношу, «единственного сына у матери, а она была вдова». Представьте себе горе этой женщины. В древнем мире вдова, потерявшая единственного сына, была не просто в печали; она оказывалась в состоянии полнейшей социальной и экономической незащищенности. Она теряла не только любимого человека, но и всякую опору в жизни, надежду на будущее и средства к существованию. Это — образ предельного человеческого отчаяния. За ней шло «много народа» — родственники, друзья, соседи. Они шли, чтобы разделить с ней горе, но никто из них не мог его отменить. Они были спутниками в скорби, но не избавителями от нее.
Сколько же сегодня таких «процессий смерти» в нашей жизни? Речь не только о физической кончине. Мы выносим из ворот наших городов, из наших домов и сердец умершие надежды, растоптанные мечты, похороненную веру, разрушенные семьи, угасшую любовь. Мы несем бремя болезней, финансовых крахов, одиночества и страха перед будущим. И за нами, как и за той вдовой, часто идет «множество народа» — друзья, психологи, советчики в интернете, которые сочувствуют нам, но не могут даровать нам подлинное воскресение. Это — путь человечества без Христа.
Но навстречу этой процессии выходит другая — процессия Жизни. «И с Ним шли многие из учеников Его и множество народа». Во главе этой процессии — Сам Господь Иисус Христос. Он не избегает встречи со смертью и скорбью. Он приближается к месту человеческого горя.
«Увидев ее, Господь сжалился над нею». Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на это слово: «сжалился». Это не просто мимолетная жалость. Это — глубокое, до боли в сердце, сострадание, которое исходит из самой сущности Бога, Который есть Любовь. Бог не бесстрастно наблюдает за нашими страданиями с небес. Он входит в них. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Сердце милующее — это возгорение сердца у человека о всем творении... и о всякой твари он молится со слезами, чтобы она очистилась и жила». Вот какое сердце у Господа, встречающего вдову.
И Он говорит ей слова, которые в устах любого другого прозвучали бы как пустая и жестокая формальность: «Не плачь». Но это говорит Тот, Кто есть сама Жизнь. Это не просьба замолчать, это обещание отменить причину слез.
Затем Он совершает немыслимое по иудейским законам: «прикоснулся к одру». Прикосновение к мертвому телу делало человека ритуально нечистым. Но здесь происходит обратное: не смерть оскверняет Жизнь, а Жизнь очищает и побеждает смерть. Благодать Христова изливается на мертвого, не спрашивая разрешения у закона. Смерть отступает перед Источником Бытия.
И звучит простое, всемогущее слово: «Юноша! Тебе говорю, встань!» (Лк. 7:14). Святой Амвросий Медиоланский так толкует эти слова: «Он повелевает, как Владыка, тому, кто не мог слышать. Ибо если бы тот мог слышать, то был бы еще жив. Но Тот, Кто в начале повелел небу и земле, повелевает и мертвецу, и повинуется тварь своему Творцу».
И происходит чудо. «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его». Обратите внимание: Христос не оставляет воскрешенного юношу с Собой, чтобы сделать его «живым доказательством» Своего могущества. Он возвращает его матери, в лono семьи, в нормальную человеческую жизнь. Бог творит чудеса не для spectacle, не для славы, а для восстановления разрушенных связей, для исцеления любви, для возвращения радости в дом.
Что же говорит нам это евангельское событие сегодня?
1. Христос встречает наше горе на полпути. Он знает о нашей боли и выходит навстречу нашей «процессии смерти». Не всегда это встреча у физических ворот Наина. Чаще всего Он встречает наше отчаяние у ворот нашего сердца, когда мы, наконец, перестаем надеяться на свои силы и впускаем Его. 2. Его сострадание — реально. В мире, полном бесчувственности и цифрового шума, где страдания одних становятся «контентом» для других, только Христос способен на подлинное, глубокое сострадание. Он не «лайкает» наше горе, а несет его на Себе. Как пишет преподобный Ефрем Сирин: «Господь, умилосердившись над вдовицею, утешил печаль ее воскрешением сына... Так и душу нашу, овдовевшую по удалении от нее Небесного Жениха, утешает Он, воскрешая умерщвленные страстиями помыслы наши». 3. Его слово «встань» обращено к каждому. Возможно, в нашей жизни умерла радость молитвы, умерла надежда на исправление, умерла любовь к ближнему. Сегодня Христос подходит к одру нашей души и говорит: «Встань!» Он прикасается к нашей ритуальной нечистоте греха и страха и дарует нам силу воскреснуть для новой жизни. 4. Он возвращает нас нашим «матерям» — Церкви. Как того юношу Он вернул матери, так и нас, воскрешенных от духовной смерти в Таинстве Крещения и Покаяния, Он возвращает в лоно Матери-Церкви, чтобы мы жили полной жизнью в общении с братьями и сестрами.
«И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк. 7:16).
Братья и сестры, этот страх — не страх ужаса, а благоговейный трепет перед явной силой и любовью Божией. Бог действительно посетил народ Свой в лице Иисуса Христа. И Он посещает нас сегодня здесь, в этом храме, в Своих Святых Тайнах, в слове Евангелия.
Выйдем же сегодня навстречу Христу, Который уже идет навстречу нам. Перестанем нести наши мертвости в одиночку. Откроем Ему наши вдовьи сердца, полные скорби, и услышим Его животворящее слово: «Не плачь! Встань!» И, воскреснув для жизни с Богом, мы, как и те люди у врат Наина, будем славить Его, говоря: «Воистину Бог посетил народ Свой!»
Аминь.
Размышления на тему Апостольского чтения Воскрнсного дня.
Братья и сестры во Христе! Сегодня за Божественной литургией мы слышали удивительные слова из Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Эти слова, написанные две тысячи лет назад, звучат сегодня с особой силой, как будто написаны для нашего времени, для каждого из нас.
Апостол Павел, великий проповедник, основатель церквей, человек, удостоенный восхищения до третьего неба, слышавший неизреченные глаголы, вдруг говорит нам нечто парадоксальное. Он не хвалится своими подвигами, не перечисляет свои заслуги. Вместо этого он говорит о немощи. О своей слабости. О каком-то жале в плоти, которое ему дано, чтобы он не превозносился.
Что же это за жало? Мы не знаем точно. Может быть, болезнь, может быть, искушение, может быть, какая-то скорбь. Но важно другое — трижды молил апостол Господа, чтобы удалил это жало от него. Трижды! И мы ведь так часто молимся: «Господи, убери эту проблему, исцели эту болезнь, разреши эту ситуацию». Мы просим, ждем, надеемся... а ответа, кажется, нет.
И вот мы слышим ответ, который получил Павел — и этот ответ для всех нас: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».
Какое поразительное слово! Господь не говорит: «Я сейчас все исправлю, сделаю тебя сильным и неуязвимым». Нет! Он говорит: «Моей благодати тебе достаточно. А Моя сила как раз лучше всего видна именно в твоей слабости».
Дорогие братья и сестры, посмотрите на нашу жизнь! Мы живем в мире, который обожествляет успех, силу, благополучие. Нас со всех сторон призывают быть сильными, уверенными, самодостаточными. Мы стыдимся своих слабостей, прячем свои немощи, боимся показаться уязвимыми. Мы строим фасады, создаем образы успешных и благополучных людей — в социальных сетях, на работе, даже в храме порой стараемся выглядеть «правильными» и «сильными» христианами.
А Христос нам говорит: «Довольно Моей благодати. Признай свою немощь — и тогда воцарится в тебе Моя сила».
Что же это значит для нас сегодня, здесь и сейчас?
Это значит, что наша слабость — не помеха для Бога, а возможность для Него действовать. Наша болезнь — не препятствие для благодати, а место ее особого действия. Наша неудача — не крах христианской жизни, а возможность научиться истинному упованию.
Когда мы слабы — мы сильны. Сильны не собой, не своими способностями, не своей волей — но силой Христовой, которая обитает в нас именно тогда, когда мы перестаем надеяться на себя и всецело вручаем себя в руки Божии.
Апостол Павел заканчивает этот отрывок удивительными словами: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».
Вот христианская переоценка всех ценностей! Не успехами хвалиться, не достижениями, не духовными победами — а немощами. Потому что именно в них, как в чистых сосудах, проявляется сила Распятого и Воскресшего Господа.
Так будем же, братья и сестры, не унывать в наших немощах. В болезнях, в скорбях, в финансовых трудностях, в семейных проблемах, в наших падениях и грехах. Будем приносить все это ко Христу и говорить: «Господи, видишь — я слаб, я немощен. Но Ты сказал, что Твоей благодати довольно. Соверши же в моей немощи Твою силу».
И тогда мы действительно познаем, что благодати Христовой действительно достаточно для нас. Достаточно в любой ситуации, в любой скорби, в любой немощи.
И да поможет нам в этом Воскресший Господь, Который и в нашей жизни совершает Свою победу через нашу веру и наше упование. Аминь.