30 марта 2022 года, в среду Крестопоклонной седмицы Великого поста состоялось соборное служение настоятелей Калининского и Социального благочиний.
Перед вечерним богослужением прошла общая исповедь для священнослужителей. По устоявшейся традиции, ежегодно во время Великого поста, священнослужители Калининского и Социального благочиний собираются для общей исповеди в стенах Спасо-Преображенского собора. Исповедь провел духовник Калининского и Социального благочиний протоиерей Анатолий Сысоев.
Литургию Преждеосвященных Даров возглавил благочинный Калининского и Социального благочиний Санкт-Петербургской епархии, настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Николай Брындин.
По окончании Литургии Преждеосвященных Даров было совершено поклонение Животворящему Кресту Господню.
Поздравляем с серединой Великого поста
«Церковь явилась раем, имеющим посреди себя древо жизни – древо Креста!»
(Преподобный Феодор Студит)
Крестопоклонной неделей начинается 4-я седмица Великого поста, также именуемая Св. Церковью Крестопоклонной. Крестопоклонная неделя возвещает нам о приближении «преполовения» (половины, середины) Великого поста, которое выпадает на ночь со среды на четверг последующей ей седмицы (4-й седмицы Великого поста) и в народе называется «средопостие» или «средокрестье» (сама же 4-я великопостная седмица в народе называется «Крестовая», «Поклонная», «Средокрестная или Середокрестная», и т.д.).
Вот слова из проповеди на преполовение Св. Четыредесятницы, произнесённые одним из четырёх величайших латинских отцов и учителей Церкви IV века, святителем Амвросием Медиоланским: «Возблагодарите, братии, божественное милосердие за то, что оно дало вам благополучно достигнуть половины Четыредесятницы. Но за этот дар достойно возблагодарить Господа могут только те, которые доселе старались жить так, как они научены в начале Четыредесятницы, т. е. те, которые старались испросить себе отпущение грехов ежедневными постом, милостынею и посещением Церкви. А что касается до тех, кои небрегли о всем этом, то есть, не постились ежедневно, не творили милостыни, не прилежали к молитве или молились без сокрушения сердечного: то эти должны не радоваться, а скорбеть и плакать».
В богослужении Крестопоклонной недели (3-го воскресенья Великого поста) Св. Церковью прославляется Честной и Животворящий Крест Господень, а также благодатные плоды Святых Страстей и Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Особенности богослужения этого воскресного дня связаны с чином выноса Святого Креста в центральную часть храма, где святыня ставится на аналой для поклонения священнослужителей и прихожан – тем же самым чином, который служится в празднование 1/14 августа Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Тем же чином, что и в праздник Воздвижения, служится и конец утрени (по окончании Великого Славословия). Во время Божественной литургии пение «Святый Боже» заменено на пение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Также на Литургии прочитываются специально установленные для этого дня Евангелие и Апостол. В Крестопоклонную неделю вынос в храмах Святого Креста для поклонения верующих установлен с целью напоминания нам о Святых Страстях Христовых и Его Крестной смерти, а также для укрепления нас на дальнейшее несение великопостного подвига. В богослужения Крестопоклонной седмицы внесены песнопения, переданные в своё время Св. Церкви составившими «Триодь постную» песнотворцами преп. Феодором Студитом (память – 11/24 ноября) и его братом, свт. Иосифом Студитом (Иосифом Исповедником, память – 26 января / 8 февраля), а также преп. Феофаном Исповедником (память 12/25 марта).
Прославление Честного и Животворящего Креста Господня является также содержанием молитвословий и песнопений следующей за Крестопоклонной неделей и также именуемой Крестопоклонной 4-й седмицы, вплоть до субботнего дня. Святой Крест при этом пребывает на аналое посреди храма до пятницы 4-й седмицы. В понедельник и среду 4-й седмицы верующие поклоняются Святому Кресту во время чтения 1-го часа (сразу после величания: «Что Тя наречем»). В пятницу четвёртой седмицы поклонение Св. Кресту совершается после прочтения часов (после Трисвятого), во время пения самогласных стихир. Когда поклонение завершается, во время пения тропаря «Спаси, Господи, люди твоя» и кондака «Вознесыйся на Крест волею», священнослужитель благоговейно снимает Св. Крест с аналоя и торжественно уносит его в алтарную часть храма Царскими вратами. В субботу Крестопоклонной седмицы Св. Церковью по обыкновению читается Апостол, наставляющий верующих в любви и благотворении ближним и в ревностном стоянии в добродетели, а Евангельское чтение повествует о чудесном исцелении Спасителем глухонемого (Мк.7:31-51).
Помимо прославления Святого Креста Христова, на котором Господь «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Послание св. апостола Павла к филиппийцам, 2:8), богослужения 4-ой седмицы Великого поста многократно обличают фарисейские гордыню и превозношение и восхваляют смирение мытаря (см. Евангельскую Притчу о мытаре и фарисее). Также со среды 4-ой (Крестопоклонной) седмицы на Литургии Преждеосвященных Даров до самой Великой среды начинает совершаться катехизация (оглашение) желающих принять Святое Крещение и начинают произноситься особые ектении об оглашенных, приуготовляемых Св. Церковью «ко Просвещению» (т.е., ко Святому Крещению).
Православные верующие, поклоняясь Честному и Животворящему Древу – Святому Кресту Господню – и целуя его с благоговейным страхом и любовью, получают от этой великой святыни Божественную благодать, очищающую их от греха, освящающую и духовно обновляющую их внутреннего человека, силой Святого Креста защищая и укрепляя их души в борьбе с грехом и отцом греха – дьяволом. Благая весть о святых плодах Крестных страданий и Крестной смерти Спасителя утешительно напоминает всем верующим, пребывающим в великопостном подвиге воздержания и молитвы, о близящемся великом празднике Светлого Воскресения Христова и грядущем всеобщем воскресении из мертвых, дарованном Сыном Божиим, Богочеловеком Иисусом Христом, по Своей воле взошедшим на Крест и взявшим на Себя грехи мира, всему человечеству.
Величание