Новости Спасо-Преображенского собора

С ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


С ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ! Р


Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Этот двунадесятный праздник открывает новый церковный год и длится 6 дней - с 20 по 25 сентября.


О Рождестве Пресвятой Богородицы, которое, как сказано в тропаре
праздника, «возвестило радость всей вселенной», мы знаем из «Протоевангелия Иакова».

Родители Богородицы, Иоаким и Анна, были людьми благочестивыми и жили в любви друг ко другу. Одно только несчастье омрачало их
жизнь: за долгие годы брака у них так и не родился ребенок.
Иудеи помнили пророчества о том, что Мессия произрастет от семени Авраама. Именно поэтому в каждой семье рождение ребенка воспринималось как шанс стать причастным к Тому, Кого весь Израиль ожидал уже не одно тысячелетие.

Если же брак был бездетным, то евреи полагали, что супруги чем-то прогневали Бога.
Однажды Иоаким, будучи уже в престарелом возрасте, пришел
в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву. Там к нему с укоризной обратился некий иудей по имени Рувим: «Нельзя тебе приносить дары, ибо ты не создал потомства Израилю».

Слова эти глубоко ранили праведника, так что он, выйдя из храма, не пошел к своей жене, а отправился в пустыню, где сорок дней и сорок ночей находился в непрестанной молитве и посте.

Анна же, когда узнала о том унижении, которое претерпел ее муж
в храме, стала усердно молиться, прося Бога смилостивиться над
ними.
По прошествии же сорока дней явился ей ангел и сказал:

«Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».
«Жив Господь Бог мой! — ответила Анна, — И если я рожу дитя, отдам
его в дар Господу, и оно будет служить Ему всю жизнь».

Затем ангел явился в пустыне и Иоакиму, обратившись к нему со словами: «Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем».

Они встретились у городских ворот. Анна, заметив приближающегося мужа, побежала к нему навстречу и крепко обняла его, они вместе отправились в храм, где принесли Богу щедрую жертву в знак благодарности.

А через девять месяцев в благочестивом семействе появилась девочка, которую назвали Марией. Именно ей предстояло родить Того, Кого так долго ждал народ Израиля, Кто сотрет главу змея (Быт 3:15), победит смерть и даст возможность каждому обрести вечную жизнь.

Праздник Рождества Богородицы начали отмечать не раньше V века. К
этому времени относятся первые упоминания об этом церковном празднике. А уже в VI веке Роман Сладкопевец написал несколько гимнов, посвященных Рождеству Богородицы.
Считается, что дом, в котором родилась Пресвятая Богородица, находился в северо-восточной части Иерусалима. При этом православные считают, что пещера, находящаяся под зданием монастыря святой Анны, и есть одно из бывших помещений дома Иоакима и Анны.


10 фактов о Рождестве Пресвятой Богородицы


Как на одном и том же месте могут стоять два разных храма? Как праздновали Рождество Божией Матери в русских деревнях? Почему для нас имеет значение происхождение Девы Марии? Как изображение праведной Анны попало в герб белорусского Кобрина?

1. Рождество Божией Матери — первый двунадесятый праздник церковного года
Церковный год начинается 14/1 сентября. Рождество Божией Матери — первый великий праздник церковного года, Успение — последний.

2. Копты празднуют Рождество Богородицы в мае

Христиане, живущие по юлианскому календарю, празднуют это событие 21 сентября (по н.ст.), живущие по григорианскому — 8 сентября. А вот копты установили празднование в честь Рождества Пресвятой Богородицы 9 мая. Это связано с тем, что повсеместно праздновать Рождество Богородицы стали уже после V века. Коптские христиане не приняли решений Халкидонского собора и отпали от Церкви раньше, и решение о дате праздника принимали независимо от всего христианского мира.

3. В Евангелии о Рождестве Божией Матери нет ни слова

Священное Писание — это весть о пришествии в мир Христа Спасителя. О Божией Матери в нем сказано немного — в основном то, что важно для нашего спасения. Остальные биографические подробности мы узнаем из Священного Предания Церкви. В частности, история сегодняшнего праздника и вообще жизнь святых Иоакима и Анны описаны в первых семи главах Протоевангелия Иакова, написанного во второй половине II — начале III в.

4. На месте Рождества Богородицы стоят и православный, и католический храм

Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима, однако точное место православные и католики указывают по-разному. Эти места отстоят друг от друга примерно на 70 метров. На православном построен монастырь святой Анны, на первом этаже которого есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны. Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды. Они построили там базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.

5. Дева Мария происходит из пророческого, царского и священнического родов

Святая праведная Анна происходила из колена Левия, из рода первосвященника Аарона, Иоаким — из колена Иуды из рода Давида. В Деве Марии, таким образом, соединяются две важнейшие сакральные генеалогические линии иудейского Священного Писания: царская и мессианская линия Давида и священническая — Аарона. Они объединяются в Иисусе Христе как Мессии, Царе и одновременно Небесном Первосвященнике.

6. В этот день можно говорить не только о различиях между православными и католиками, но и об общем между нами

Католики считают, что Дева Мария была зачата непорочно, православные не соглашаются с этим утверждением и следующими из него выводами. Однако тропарь Рождества Божией Матери у нас одинаковый. Такие совпадения текстов песнопений встречаются достаточно редко.

7. Этот праздник не избежал преломления народным сознанием

21 сентября, в день осеннего равноденствия, сельские жители праздновали Осенины: осень прогоняет лето, завершаются полевые работы, и вся жизнь переходит в следующую фазу. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём; устраивали трапезу, пели песни, плясали, играли. В сознании русского человека образ Осенины сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освяти!»

8. В соборе в честь Рождества Богородицы были погребены святые Петр и Феврония Муромские

Этот собор стоял в Муроме, на вершине Воеводской горы над Окой. Краеведы считают, что он был построен в камне ещё в начале XIII века, в связи с утверждением в рязанско-муромских землях традиции почитания Богородицы князем Юрием Всеволодовичем Владимирским. До революции 1917 года в его Петропавловском приделе (устроенном в правой апсиде) почивали мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии. После революции собор был разграблен, часть древнейших икон и утвари передана в местный краеведческий музей, равно как святые мощи. В 1924 г. собор был закрыт, а затем разрушен. В настоящее время на месте соборного комплекса — городской парк им. В. И. Ленина («Окский»).

9. В честь родителей Девы Марии названы улицы и район в Москве

Улица Большая Якиманка получила свое название по имени придела Иоакима и Анны Благовещенской церкви, впервые построенной в 1493 и снесенной в 1933. Храм располагался на месте пересечения улицы Малая Якиманка и современного Якиманского проезда. По имени главной улицы получил название и весь район.

10. Святые Иоаким и Анна попали на гербы городов

На гербах Кобрина (Беларусь), Санкт-Аннена (Германия) и Яхимова (Чехия) изображены святые праотцы. Несложно догадаться, что Яхимов назван в честь Иоакима, Санкт-Аннен — в честь Анны. На герб Кобрина изображение святой Анны попало благодаря Анне Ягеллонке, которой в 1589 году ее племянник король польский и великий князь литовский Сигизмунд III передал во владение город с окрестными землями.

____________

 Задать вопрос священнику и подать записки о здравии, об упокоении в Спасо-Преображенский собор, а также заказать сорокоуст, акафист, молебен у чудотворного образа Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих радость" и пред чудотворным образом "Спас Нерукотворный" можно по ссылке vk.me/spasopreobr

Желаем вам помощи Божией в несении Света Христовой Любви к ближнему.

Благословение Господне да пребудет с вами во всех делах!
Made on
Tilda