Проповедь на Воскресные чтения Апостола и Евангелия в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Евангельские чтения дня
Апостольское послание к Коринфянам 2-е, 9:6-11
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. 7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. 8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. 10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Пояснение к Апостольскому чтению: Законы щедрой жизни в скучном мире
Сегодня мы с вами обратимся к словам апостола Павла, которые он адресовал христианам древнего Коринфа — городу богатому, торговому, погруженному в суету заработка и накопительства. Во многом этот город был очень похож на наш современный мир. Мир, который твердит нам: «Экономь, копи, береги для себя, твое счастье — в твоем достатке».
И в этот мир, как и тогда, врывается революционное послание Евангелия, которое переворачивает все наши представления с ног на голову. Давайте внимательно посмотрим на отрывок из Второго послания к Коринфянам и увидим, какие три духовных закона щедрой жизни предлагает нам Бог.
1. Закон сеяния и жатвы (Стих 6): «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»
Это не просто совет по сельскому хозяйству и не манипуляция: «Дашь рубль — получишь десять». Это фундаментальный духовный принцип, установленный Творцом.
· Что мы сеем? Мы сеем не только деньги. Мы сеем свое время, уделенное уставшему другу или плачущему ребенку. Мы сеем слова ободрения в соцсетях вместо язвительной критики. Мы сеем прощение тому, кто нас обидел. Мы сеем молитву за ближнего. · Что мы жнем? Человек, сеющий скупо — своим временем, вниманием, любовью — будет пожинать одиночество и пустоту. Тот, кто сеет раздражение, пожнет конфликты. А тот, кто щедро сеет добро, любовь, поддержку — тот и пожнет радость, мир, поддержку в трудную минуту и глубокие, искренние отношения.
В наше время, где царит культ «оптимизации» и личной выгоды, Бог напоминает: жизнь по принципу «бери от всего максимум» приводит к духовному банкротству. Жизнь по принципу «отдавай от всего сердца» — к изобилию души.
2. Закон мотивации (Стих 7): «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог»
Бога интересует не сумма в платежном поручении, а состояние нашего сердца. Он смотрит на мотив.
· Не с огорчением: Когда мы даем, но при этом мысленно подсчитываем, чего лишаемся. «Эх, на эти деньги я мог бы купить себе новую вещь...» Это жертва, которая приносится с сожалением, и она не приносит радости ни дающему, ни Богу. · Не с принуждением: Когда мы даем потому, что «так надо», потому что все смотрят, потому что стыдно не дать. Это фарисейская, внешняя щедрость, лишенная любви.
А Бог любит доброхотно дающего. Того, кто дает с радостью! Кто получает удовольствие от самого акта дарения. Кто видит в этом возможность стать соучастником Божьего дела в мире. В эпоху, когда нас принуждают к чему-то тысячи реклам и социальных норм, Бог предлагает свободу — радостную, добровольную щедрость, исходящую из любящего сердца.
3. Закон Божьего обеспечения (Стихи 8-11): «Бог силен обогатить вас всякою благодатью...»
Это самое главное и обнадеживающее обещание. Почему мы можем быть щедрыми? Потому что наш источник — неиссякаем!
· Наш Бог — Бог изобилия. Он не бедный Бог, который боится, что мы все раздадим. Он «силен обогатить вас всякою благодатью». Он дает нам не только материальные блага, но благодать — силу, мир, мудрость, любовь — чтобы нам «всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело». · Мы — каналы, а не резервуары. Бог дает нам «семя сеющему». Он не дает нам хлеб, чтобы мы его просто съели. Он дает семя, чтобы мы его посеяли! Если мы будем держать семя в кармане, оно сгниет. Но если мы посеем его — Бог «подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей». · Конечная цель — благодарение Богу. Зачем все это? «Чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу». Цель нашей щедрости — не наше обогащение, а чтобы через наши дела люди возносили благодарность Богу. Когда мы помогаем нуждающемуся, кормим голодного, поддержим одинокого, в его сердце рождается благодарность Тому, Кто является источником всякого даяния.
Итак, что же говорит нам этот отрывок сегодня?
В мире, который учит нас копить и беречь, Бог призывает нас щедро сеять. В мире,который манипулирует нами через чувство вины и долга, Бог призывает к радостному и добровольному даянию. В мире,где мы боимся «проиграть» и «остаться ни с чем», Бог обещает, что Он — наш неиссякаемый источник, и чем больше мы отдаем, тем больше Он восполняет нашу нужду, чтобы мы могли творить еще больше добра.
Давайте же перестанем жить с калькулятором в руках, в страхе и скупости. Давайте посмотрим на свои ресурсы — время, таланты, финансы, душевные силы — как на семена, данные Богом. И будем сеять их щедро, с радостью и верой, зная, что жатва будет обильной. Не только для нас, но и для Царства Божьего, чтобы через нашу жизнь и нашу щедрость мир возносил благодарение нашему Небесному Отцу.
Евангельское чтение дня От Луки 6:31-36
31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. 32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. 33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. 34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. 35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. 36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Пояснение к Евангельскому чтению: Сегодня мы слышали слова из Евангелия от Луки, которые, кажется, известны всем – даже тем, кто далек от веры. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Это так называемое «золотое правило», универсальный принцип, который кажется простым и понятным.
Но Господь наш Иисус Христос не останавливается на этой, казалось бы, очевидной истине. Он ведет нас дальше, вглубь, туда, где человеческая логика заканчивается и начинается логика Царства Божия. Он обнажает корень нашей, увы, обычной, «торговой» праведности.
Первое, о чем Он говорит – это о любви по расчету. «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят». Посмотрите на нашу жизнь! Мы окружаем себя теми, кто нам приятен, кто думает как мы, кто отвечает нам взаимностью. Наши социальные сети – это эхо-камеры, где мы блокируем всех, кто с нами не согласен. Это комфортно. Это естественно. Но Христос говорит: это – уровень «грешников». Это не тот уровень, к которому призваны вы, Мои ученики.
Второе – это добро по договоренности. «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность?» Мы охотно помогаем тому, кто, мы знаем, поможет нам в ответ. Мы вкладываемся в отношения, которые сулят нам выгоду. Это бартер, а не милосердие. Это сделка, а не дар. «Ибо и грешники то же делают».
И третье – это займы с гарантией возврата. «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно...» Весь наш финансовый мир построен на этом принципе. Кредиты дают тем, у кого есть работа, залог, гарантии. Это разумно. Это логично. Но Христос опять говорит: это – мирской уровень. Это не делает вас сынами Всевышнего.
И вот, после этого обличения нашей «естественной» морали, Господь произносит слова, которые переворачивают все с ног на голову: «Но вы...»
Это «но вы» – это знак нашего призвания. Это граница, отделяющая ученика Христова от «мира сего».
«Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего».
Вот он, крест христианской нравственности! Любить не за что-то, а вопреки всему. Благотворить не тому, кто скажет «спасибо» и прославит наше имя, а тому, кто, возможно, нас же и оскорбит. Делиться с тем, кто никогда не сможет нам отдать.
Зачем? Потому что такова природа нашего Бога. «И будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым».
Мы призваны быть не просто «хорошими людьми», а детьми нашего Небесного Отца. А ребенок уподобляется своему родителю. Бог посылает дождь на праведных и неправедных. Он дает жизнь и дыхание тем, кто хулит Его имя. Его любовь – не ответная реакция, а изначальный, сущностный дар. И мы, если хотим быть Его детьми, должны стяжать эту же самую, божественную любовь.
Как же это применить к нам сегодня?
· В семье: Легко любить, когда все хорошо. А будьте милосердны, когда ваш супруг или ваш ребенок ошибается, когда он неблагодарен, когда он «зол». Не в ответ на любовь, а первым, как Отец ваш Небесный. · В обществе: Наше общество расколото. Политические, идеологические, социальные разногласия разделяют нас на «своих» и «чужих», а часто – и на «друзей» и «врагов». Христос призывает нас сегодня: выходите за эти границы. Отказывайтесь от ненависти. Благотворите и молитесь не только за тех, кто на вашей стороне, но и за тех, кого вы считаете противником. Это и есть любовь к врагам. · В повседневности: Когда вас подрезали на дороге, когда нахамили в магазине, когда коллега по работе поступил несправедливо. Первая, естественная реакция – гнев, желание возмездия. Но вспомните: «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Ответьте добром на зло. Хотя бы молчаливой молитвой за этого человека. Разорвите цепь зла, которая правит миром.
Братья и сестры, Евангелие – это не сборник добрых советов. Это призыв к революции духа. Это призыв жить не по законам человеческой справедливости, которая требует «око за око», а по законам Божественной благодати, которая изливается на всех без разбора.
«И будет вам награда великая». Награда – не в земном процветании, а в самом главном: «и будете сынами Всевышнего». В этом наше высшее достоинство и наше вечное блаженство – уподобиться нашему Милосердному Отцу.
Так будем же и мы, по дару Христову, не просто справедливыми, но милосердными. Не просто любящими тех, кто любит нас, но способными на ту самую, крестную любовь, которая одна может исцелить и спасти этот мир.